Курс - на сокращение безработицы
25 января Владимир Путин поручил Кабинету министров обеспечить в ближайшее время выход на допандемийный уровень безработицы. "Солидарность" решила вместе с экспертами разобраться, как можно выполнить задачу президента в срок и какие методы следует для этого использовать.
ПОЛОЖЕНИЕ ДЕЛ
Росстат еще в июне прошлого года назвал майский показатель безработицы самым высоким с марта 2012 года. Тогда он оценивался в 6,1% рабочей силы, а в октябре 2020-го Минтруд сообщал о показателе 6,4%. В начале 2021-го безработица составляла 5,9%. Напомним, что до пандемии ее уровень равнялся 4,7%.
На разных отраслях 2020 год отразился по-разному:
- Признаки кризиса на рынке труда, вызванные пандемией, носят секторальный или отраслевой характер, поскольку локдаун полностью или частично ограничил работу таких сфер, как туризм, гостиницы и общепит, индустрия развлечений, спорта и фитнеса, общественный транспорт и другие, - комментирует ситуацию GR-директор компании HeadHunter Виталий Терентьев. - Но были сферы, которые, наоборот, существенно нарастили обороты и даже чувствовали дефицит рабочей силы: логистика (доставка “первой мили”), продуктовая торговля, IT, консультирование.
В 2020 году бизнес был вынужден справляться с последствиями локдауна и наступившим кризисом, - рассказывает коммерческий директор сервиса “Работа.ру” Владимир Корицкий. - Многие компании были вынуждены закрыться, остальным пришлось провести ряд трансформаций для выживания: уйти в онлайн, диджитализировать процессы в ускоренном темпе. В июне бизнес взял курс на восстановление, но и к ноябрю показатели не достигли уровня 2019 года.
По словам секретаря ФНПР Олега Соколова, поставленная президентом задача очень сложна по нескольким причинам:
- Меняется структура экономики - очевидно, что все рабочие места не будут восстановлены. Часть людей станет работать на удаленке, какие-то из отраслей не смогут восстановиться. Сами отрасли тоже меняются: интенсивно развиваются цифровые услуги посредством платформ. Это выгодно для потребителя, но сокращает рабочие места. А во-вторых, так как доходы населения продолжают снижаться, то и потребителей больше не станет. Значит, будут сокращаться рабочие места. Поэтому поддерживать и принимать меры для рынка труда нужно, но все-таки ключевая проблема - создание рабочих мест. И эта проблема пока не в центре социально-экономической политики. У нас в стране предметно за создание рабочих мест никто не отвечает, ни одно министерство.
СУБСИДИИ И ЛЬГОТНЫЕ КРЕДИТЫ
28 января на совещании у президента с членами Кабмина министр труда и социальной защиты Антон Котяков рассказал, что в целом по всем субъектам РФ в региональные программы заложен почти 21 млрд рублей на меры по восстановлению занятости.
- 21 миллиард рублей - очень небольшая сумма, - комментирует Олег Соколов. - Проблема в том, что активная программа содействия занятости населения у нас с 2009 года передана из федерального бюджета на уровень бюджетов региональных. А для них все активные программы содействия занятости - не основные. И даже по сравнению с 2009 годом существенно сократились расходы на региональные программы активных мер поддержки занятости. Поэтому одно из предложений ФНПР - это восстановление финансирования из федерального бюджета активных программ содействия занятости. Но такое решение до сих пор не принято.
По словам Котякова, субсидии в размере трех минимальных размеров оплаты труда (МРОТ) будут выделяться работодателям для трудоустройства безработных, зарегистрированных до 1 января 2021 года. Предполагается, что эта мера охватит более 220 тыс. человек. Предприятие будет получать первый МРОТ через месяц после трудоустройства безработного, второй МРОТ - через три месяца и еще через три месяца - третий МРОТ.
- Конечно, это может быть неплохой мерой, востребованной работодателями. Возможно, они будут создавать рабочие места, - рассуждает Олег Соколов. - Но на практике у очень многих работодателей были сложности с получением льготных кредитов для сохранения рабочих мест. Мы видим, что мера поддержки, связанная с переездом на новое место работы (где работодателям тоже выделялись субсидии), не доказала свою эффективность - она по разным причинам мало востребована работодателями. Такая мера поддержки, как социальный контракт, о котором по-прежнему говорится, тоже не стала востребованной. За ним обратилось мало граждан. Будем надеяться, что все-таки эта мера будет доступна для работодателя и позволит создать рабочие места.
Также, по сообщению “Известий”, ссылающихся на свои близкие к Кабмину источники, может быть возобновлена антикризисная программа выдачи льготных кредитов на поддержание численности персонала, аналогичная действовавшей с июня по ноябрь. По ее условиям, если предприятие сохраняет занятость на уровне от 90%, то расходы по истечении срока кредита берет на себя государство, а при сокращении не более 20% работников - государство выплатит половину суммы.
- Эти программы изобрели не мы, - поясняет секретарь ФНПР. - Они широко используются в Европе и США, и, как показывает экономический анализ, к этим мерам в основном прибегают относительно успешные предприятия. Подавляющее большинство кредитов берут те, кто точно знает, что может их вернуть. Это предприятия, которые адаптировались к кризису, в принципе сохраняют рабочие места, и они могут воспользоваться этими кредитами, чтобы потом, даже со льготами, вернуть хотя бы основное тело кредита. А те, кто попали в тяжелую финансовую ситуацию, - малый бизнес, малая торговля, сфера услуг - для них эти меры практически не действуют. Причем не только у нас, но и в западных странах. Чтобы эти предприятия работали, главная мера - просто платежеспособность населения. Никаких других, более эффективных мер, чем спрос со стороны населения, нет. Поэтому, чтобы поддержать такие компании, прежде всего нужны меры по поддержанию платежеспособного спроса населения. В этой ситуации программа выделения трех МРОТ под конкретное рабочее место, на мой взгляд, более эффективна.
ИНСТРУМЕНТОВ МНОГО - ВОПРОС В ПРИМЕНЕНИИ
Немало методов борьбы с безработицей, предлагавшихся профсоюзами, правительство проигнорировало. Так, профсоюзы рекомендовали существенно расширить возможности служб занятости для направления на переподготовку и переобучение. Ведь в настоящее время подобная смена профессии доступна лишь лицам предпенсионного возраста и безработным. Предлагалось поддержать отрасль торговли и услуг путем создания платежеспособного спроса - для этого следовало бы поднять до нормального уровня пособия по безработице. Советовали профсоюзы и поддержать занятость для выпускников средних профессиональных и высших учебных заведений.
Не обошел вниманием Олег Соколов и необходимость мер для точечного воздействия на отдельные отрасли:
- Мы видим ситуацию, которая складывается в строительной отрасли на протяжении многих лет. В основном в ней работают мигранты. Однако в условиях, когда в регионах существенная безработица, очевидно, вполне можно было бы организовать работу российских граждан из регионов на стройках вахтовым методом. Как с нефтяниками, с газовиками… Таких предложений тоже нет. Есть предложения только наоборот - фактически упростить порядок приема для иностранной рабочей силы.
КАК БУДЕМ СЧИТАТЬ БЕЗРАБОТНЫХ?
Относительно того, возможно ли выполнить поставленную президентом задачу в указанный срок, мнения разделились.
- С учетом позитивной динамики снижения уровня безработицы, наблюдаемой с осени и в начале года, с учетом дальнейшего снятия ограничений с бизнеса и поддержки его восстановления, а также при отсутствии новых внешних факторов и рисков, связанных с коронавирусной инфекцией, допандемийный уровень безработицы может быть достигнут уже во втором полугодии текущего года, - уверен Виталий Терентьев.
Но по мнению секретаря ФНПР, ответ зависит во многом от того, по каким показателям будет отчитываться правительство:
- Если отчет будет по зарегистрированным безработным в службе занятости, то я думаю, правительство даже перевыполнит эту задачу. Оно сделает так, что зарегистрированных безработных у нас станет меньше, причем гораздо раньше, чем до конца года. Собственно, понижение размера пособия по безработице - один из шагов в эту сторону. Понятно, что далеко не все дойдут до службы занятости. Если говорить о безработных по методологии Международной организации труда - то есть о гражданах, которые не имеют работы, активно ищут ее и готовы к ней приступить, - перед правительством стоит непростая задача, и до конца года решить ее будет очень тяжело, - считает Олег Соколов.
Источник: Солидарность